Если отдел продаж не выполняет план - кто виноват? И что делать?
Категория: О продажах и сервисе
Заметка написана по заказу журнала «Техника продаж». Февраль 2012 г.
Если отвечать на поставленный вопрос в теме статьи односложно, то ответ будет таков: однозначно руководство. Хотя часто, уважаемым руководителям хочется сказать, что сотрудники.
Давайте разбираться в поставленном вопросе.
Мой, более, чем 10-ти летний опыт работы с отделами продаж разных компаний, говорит о том, что обычно, руководители, совершают одни и те же ошибки, (Ошибка №1) и основная из них заключается в идее взять активного человека, который придет, и сам будет делать работу, обеспечивать всю компанию стабильными поступлениями денег, будет расширять базу данных и прочее. Возможно, придет. Возможно, начнет. Но уважаемым руководителям следует помнить о том, что активный человек может принести ряд проблем. Например, наиболее часто, такие активные люди начинают впоследствии шантажировать всю компанию. Они становятся незаменимыми. Другой вариант, когда активный человек делает что-то одно очень хорошо, а остальные функции «проваливаются». Например, человек активно ищет новые контакты, с блеском расширяет базу данных, но постоянно «косячит» с документами, с удержанием Клиента. Уважаемые руководители, которые грезят «активными самостоятельными сотрудниками» забывают простую известную истину, столь любимую И.Л.Викентьевым, которая гласит: «Все люди со временем портятся». Это значит, что люди не в состоянии долгое время быть активными, хорошими, замечательными и пр. В любых отношениях, не только в личных, рано или поздно, а обычно через конкретное время (от 2 – 3 месяцев до года) «конфетно-букетный» период заканчивается и начинается «быт». И опытный руководитель должен уметь управлять именно «бытом», т.е. повседневной, обыденной работой. Это норма. Это правда, жизни.
Ошибка №2: отсутствие в компании планов по продажам.
Что делать:
- План по продажам должен быть минимум на 1 год.
- Для отделов продаж через торговых представителей кроме конкретных объемов продаж по каждому Клиенту, по районам, должен быть ассортиментный план.
- Для отделов продаж для менеджеров по продажам, кроме цифр объемов продаж на каждый месяц, должен быть план развития каждого Клиента, план привлечения новых Клиентов, программы удержания постоянных Клиентов.
- Для тех, кто работает на входящем потоке (салоны красоты, магазины и пр.), кроме планов по оборотам и планов по работе с постоянными Клиентами, должны быть разработаны акции по привлечению новых потоков. Безусловно, это работа отдела маркетинга и технолога по предложениям.
Фактически, сотрудники кроме конкретных цифр по объему продаж должны знать, где и самое главное как найти Клиентов.
- Параллельно плану по продажам должны быть разработаны планы для отдела маркетинга, отдела закупок, отдела доставки, складов, в которых будут учтены потребности отдела продаж. Все остальные отделы должны работать в режиме поддержки отдела продаж и обеспечивать его всем необходимым для того, чтобы отдел продаж мог выполнять поставленный план.
Ошибка №3: замкнутые циклы в функциях сотрудников. Этот пример особенно хорошо учтен в пакете документов и методик, разработанном компанией ТРИЗ-ШАНС (г.Ростов-на-Дону).
Замкнутый цикл в отделе продаж означает, что один сотрудник и ищет Клиента, и удерживает, и сопровождает его, и работает с ним дальше. Это типичная ошибка. Один человек не в состоянии обладать качествами одинаково пригодными и для поиска Клиентов, и для плотной работы с ними. Более того, такая ошибка приводит к тому, что у каждого сотрудника отдела продаж образуется собственная база данных, которую ведет только он.
Что делать:
Поэтому функции нужно делить на активные продажи и на обслуживание Клиентов.
Ошибка №4: отсутствие методик для работы.
Часто считается, что сотрудник должен сам понимать как продавать. Сотрудники при этом испытывают постоянный стресс, не звонят, боясь «навязываться», не делают дополнительное предложение, теряя объем продаж и пр.
Что делать:
- Руководитель (или рекламист), должен анализировать причины отказов, сомнения, возражения по каждой группе товаров/услуг и давать сотрудникам отдела продаж конкретные речевые модули, алгоритмы для работы со «сложностями».
- Руководитель должен постоянно тренировать сотрудников отдела продаж для того, чтобы навык работы по алгоритмам и речевым модулям был автоматическим. Когда навык переведен в автоматическое русло сотрудник без стресса может и сам что-то придумать и предложить для улучшения.
- Руководитель должен обеспечить сотрудников правильными коммерческими предложениями, в которых сотрудники смогут делать корректировки.
Я перечислила основные ошибки, которые совершают руководители.
Напоследок: для того, чтобы сотрудники особенно отдела продаж хорошо работали и выполняли план, руководитель должен и обязан предоставить им все необходимое для работы. Иначе получается ситуация, как если бы Вы заставили людей копать яму для фундамента не дав им при этом инструментов, и они копали бы руками такую яму, которую они себе сами придумали, а не ту, которая действительно нужна.