15.05.2007

Интервью с А.Ю. Штолем Рубрика Успех – это просто!

Автор: Эдуард Шишкин

Александр Юрьевич Штоль – Заместитель директора Восточного дивизиона по маркетингу и управлению продажами ЗАО «Сталепромышленная компания» (филиал в г. Красноярск) окончил Томский Политехнический Институт по специальностям: «Автоматическое управление электроэнергетическими системами»; «Маркетинг».

 

Александр, расскажите, как складывалась ваша карьера и как вы пришли в «Сталепромышленную компанию»?

В последний год учебы в Томском политехническом Институте я работал в компании, которая занималась сетевым бизнесом в компьютерных технологиях – это было очень интересно – мы развивали новые идеи, внедряли их. Работал я там полгода, то ли рынок был не готов к такому продукту и виду бизнеса, то ли мы были не готовы, но желаемого развития это направление не получило.

Затем я поступил в аспирантуру и через два месяца понял, что дальше двигаться не хочу, и не потому, что мне было не интересно, а просто в то время это никому не нужно было. А учиться ради учебы и не защититься я не хочу – любая цель должна быть достижима и реальна. В это же время ко мне подошел директор фирмы по компьютерным технологиям и предложил работу в компании его знакомого, которая находилась на этапе становления – было много направлений, идей, и нужен был человек, который помог бы все эти идеи реализовать. Я пришел на собеседование, мы поговорили минут 20-30, и наследующий день я уже вышел на работу.

В компании была сложная ситуация, были большие долги перед полукриминальным структурами. Занималась компания производством и фасовкой минеральных и органических удобрений. Работая, понял, что мне не хватает экономических знаний, и пошел на вечернее в свой любимый ВУЗ, получать второе высшее по маркетингу. Работал и учился по 12-15 часов в сутки.  Заниматься приходилось многим: и разработкой новой продукции, и развитием системы сбыта, организацией логистики и снабжения, производственными вопросами и многим другим. Через три года у нас был свой офис в центре города, оптовый центр, сеть магазинов, занимались ландшафтным дизайном, три производственных цеха, плодово-ягодный питомник, вошли в совет губернатора по сельскому хозяйству. Выиграли грант у представителей из Германии на развитие микробиологического производства.

Когда понял, что мне здесь стало скучно – т.е. понятно, как будет развиваться бизнес дальше, какие перспективы, я за полгода предупредил, что ухожу, начал подготавливать замену. И решил переехать в Красноярск, мне понравился город, хотя там не было ни знакомых, ни друзей, ни работы, решил попробовать, что я смогу, не имея ничего.

Я разослал свое резюме по кадровым агентствам. Глядя на мое резюме большинство агентств разводили руками, по поводу того что предложить с таким профилем моей прошлой деятельности им нечего. Одно из агентств предложило мне работу в «Сталепромышленной компании», название мне ничего не говорило, в тот момент я не отличал «швеллер» от «балки», представлял, конечно, что это разные железяки. За десять дней прошел в компании и кадровом агентстве семь собеседований. Мне сказали: «Нам нужен начальник отдела продаж, но вначале Вы будете работать на должности менеджера». Я согласился. В тот день, когда я вышел на работу уволился офис-менеджер, т.к. пока особой пользы я не приносил и был этап адаптации я решил сесть на ресепшен,  пока не закроют вакансию офис–менеджера. Мне это очень помогло, т.к. количество информационных потоков было колоссальным и достаточно быстро удалось понять суть бизнеса, которым занималась компания. Первые два месяца мне было очень скучно, хотя, приходя домой, рубашка была «мокрой». Больше было динамической нагрузки, чем интеллектуальной.

Рынок потребительских товаров, опыт в котором у меня уже был, и рынок B-2-B на котором я начал работать в «СПК» значительно отличаются по скорости процессов: в потребительском рынке большая динамика действий, а на рынке В-2-В большая динамика информации, а скорость действий невысокая. Период времени, в которое заключается сделка, может длиться месяц, два, в отличие от потребительского рынка, на котором можно заключить десятки сделок за день. Это очень отличалось от того, как я работал в Томске, все как-то не ложилось на прошлый опыт и потребовалось два месяца, чтобы перестать сомневаться в правильности сделанного решения, понять правила работы металлоторгового бизнеса, начать мыслить по-другому и зажечься идеями Сталепромышленной компании.

Когда я стал понимать специфику бизнеса, мне стало интересно, у меня появились идеи, я начал понимать, что в компании идет эффективно, а что нет. Я оформил все это на бумаге и подошел с предложением к директору. В основном, это было то, что мне не нравиться в работе компании и что бы я изменил.

И как директор отнесся к предложению от нового сотрудника?

Ко всем другим заслугам директора, можно отнести и то, что, посмотрев на мое предложение, видимо увидев рациональное зерно, сказал: «Хорошо! Придумал – реализовывай!». Начали менять систему сбыта, интегрировать ее с маркетингом, создалась отличная команда, которая за год  добилась того, что филиал стал лучшим среди филиалов СПК по динамике развития в своем сегменте.

Спустя полтора года, у нас что-то пошло не так в Иркутском филиале, поступило предложение от директора уехать на постоянное место жительства в Иркутск и взять на себя управление филиалом. Но уж очень мне не хотелось расставаться с любимым городом и договорились на том, что поеду на три месяца, за которые отлажу бизнес-процессы и подготовлю директора филиала. Потребовалось на это шесть месяцев. Сложно было с подбором директора.

Когда пришло время возвращаться в Красноярск, я четко понимал для себя, что это шаг назад в моей карьере. Что мне будет «скучно», т.к. все уже понятно. А когда все решения даются легко, все прогнозируемо и понятно становится не интересно, и работа не приносит удовольствия, нет развития, а это не ложится в мою систему ценностей. Для меня очень важно каждое утро идти на работу с удовольствием, и с желанием сегодня что-то сделать полезное, чего-то достичь, неудовлетворенность существующей ситуацией стимулирует к развитию чего-то нового, улучшению того, что есть: «Я работаю не за деньги», это я говорил директору, когда устраивался на работу, т.е. конечно не совсем «не за деньги», а то, что это не всегда является стимулирующим фактором. У меня было условие при приеме на работу – если мне станет не интересно, я уйду.

В это время в компании произошла реструктуризация, которая привела к созданию Восточного дивизиона охватывающего территорию от  Красноярска до Сахалина. И мне предложили возглавить его в должности заместителя директора по маркетингу и управлению продажами. Работы было много, все нужно было создавать и отстраивать, и это было интересно. За полтора года мы создали большую сеть – либо это был филиал в областном или региональном центре, либо региональное представительство. Многое было интересно, ново и сложнодостижимо. Например, при открытии филиала в Якутии, куда практически нет дорог, нет нормальной инфраструктуры, существуют национальные особенности, мы начинали не просто с нуля, а с минуса. И это нам тоже удалось, сегодня этот филиал работает стабильно и успешно.

Можете ли вы отметить какую-то существенную разницу между тем, как происходит работа в компаниях на западе страны и в «глубинке»?

Компании «СПК» работает по единым стандартам на всей территории России (и не только), но не всегда рынок и потребители готовы к новым технологиям и потребительским ценностям, которые мы предлагаем.  Компания всегда старается идти на два шага впереди рынка. И то, что наши конкуренты и оппоненты сейчас только внедряют, мы уже используем, получаем от этого результаты, и уже разрабатываем что-то новое. Мы смотрим, как с помощью наших ресурсов мы можем улучшить и повысить эффективность бизнеса наших клиентов – это один из принципов нашей работы.

На данный момент вся компания объединилась в одно юридическое лицо, разместила облигационный займ, и через два года мы планируем выйти на рынок IPO. Стараемся, чтобы наша компания развивалась не по эволюционному пути, а по революционному – когда то, что запланировано на 10 лет в развитии, мы достигаем гораздо быстрее используя все возможности рынка. На сегодня компания уже вышла из границ России, развивая свою сеть филиалов не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье.

Что оказалось для вас самым трудным в постижении науки управления?

Трудности больше касаются организации самого себя, в «переломе» собственного сознания и шаблонов. Когда-то, когда появлялась большая амбициозная цель, первая мысль, которая приходила в голову: «Какая же она большая и какой я маленький. Нет, я не смогу ее реализовать. Мир такой большой!». Потом пришло понимание, что нет больших или маленьких целей, есть просто цели и есть внутренние и внешние ресурсы, которые помогают в достижении, и достижение поставленных задач и целей – это шаг к следующим. Практически очень мало не достижимых целей. Приходится постоянно учиться, анализировать себя, какой ресурс я могу в себе еще развить, чтобы достигать поставленных задач эффективно и с минимальными затратами. Легче управлять и изменять окружение, чем изменять самого себя, но когда растешь сам,  автоматически «подтягиваешь» за собой окружающих. В решении задач не всегда каждый раз стоит изобретать что-то новое, затратив на это кучу времени и ресурсов, зачастую многое уже придумано и внедрено. Не стоит изобретать заново велосипед, а стоит проанализировать весь существующий опыт, адаптировать его под свои задачи и, говоря метафорично, доработать велосипед до мотороллера, т.е. это близко с понятием бенчмаркетинга. 

У меня нет зависти к успеху, я смотрю, как и за счет чего человек или компания этого достигла, и стараюсь понять, где может пригодиться этот опыт, чаще эффективнее учиться не за партой, а у интересных, умных, креативных и успешных людей. И еще очень важен настрой: если ты искренне получаешь удовольствие от того, что ты делаешь, каждую секунду, летишь ли ты на космическом корабле или чистишь картошку, у тебя все получится.

Есть, как говорят, люди процесса, а есть люди результата, к кому Вы себя относите?

Процесс для меня не важен без результата. Если результат не достигнут, то все действия были зря, а я не люблю делать что-то зря. Я очень жёсток по отношение к себе, и для достижения результата могу работать 20 часов в сутки, возможно, это моя зона развития. Это не недостаток, т.к. я убрал из своего лексикона это слово, потому что если есть недостаток, то уже некуда деваться и надо с ним смириться, а если это расценивать как потенциал для развития, то можно это развивать и развивать.

С окружающими я более лоялен, т.к. надо понимать, где твои цели, где общие, а где чужие. Иногда можно идти к какой-то цели, а по достижении ее понять, что цель не твоя, и будет серьезное разочарование. И если мои цели совпадают с целями человека, я настолько же требователен и к нему, как и к себе.

 У Вас наверняка была мечта в детстве, можете ею поделиться?

Да, стать военным. Большую часть времени в детстве я провел у отца в тире, и к шести годам уже очень неплохо владел некоторыми видами стрелкового оружия. Родители у меня преподаватели и были очень требовательны в воспитании, но очень часто поддерживали мои начинания и мнение в семейных советах, позволяли быть самим собой Я очень уважаю мнение родителей, а когда стал выбор будущей профессии, они дали мне такой совет: «Тебе сейчас нравятся две вещи: преподавание и военное дело, т.к. ты вырос среди этого. Но не всегда надо идти уже известной, проторенной дорогой, надо найти свое дело, ты с успехом можешь реализовать свои мечты и в других направлениях  применяя новые навыки и знания, которые у тебя есть. Выбери свой путь.». Мне хватило разума последовать их совету, и в последствии я не раз удивлялся их дальновидности и мудрости.

А каким Вы себя видите через 30 лет?

Через 30 лет я хочу иметь ту же жажду «подвигов» и чего-то достигать, что и сейчас, мечтать и достигать своих мечт. Хочу, чтобы мой взгляд на мир не изменился, хотя возможно, что через 5-10 лет будут другие цели и ценности, это ведь жизнь. Я смотрю на жизнь с реалистичным оптимизмом, верой в успех. И хочу быть полезным окружающим меня людям.

А как Вы поймете, что достигли всего что задумывали?

Когда будет гармония и спокойствие в душе, когда меня будут окружать люди, которые улыбаются и смотрят с уверенностью и оптимизмом в будущее. Если у меня когда-нибудь уже не будет желания подвига, желания достигать, творить что-то новое, созидать, значит, жизнь можно считать завершенной и пора уходить.

А что для Вас успех?

Это когда ты можешь реализовать задуманное, когда это задуманное принесет пользу тебе и окружающим, и люди окружающие тебя смогут почувствовать себя радостнее и увереннее.

Успех – это просто?

Успех – это то, ради чего стоит жить, он  состоит из маленьких и больших побед и радостей. Я уверен, что нет такого человека, который бы сказал, что он живет ради неудач и провалов. Я никогда не жалею о том, что сделал. Да, можно, наверное, было сделать что-то по-другому, но я всегда считаю, все это в тот момент для чего-то было нужно и надо из этого выносить пользу, так что в любом случае – это успех.

 

И еще очень важен настрой: если ты искренне получаешь удовольствие от того, что ты делаешь, каждую секунду, летишь ли ты на космическом корабле или чистишь картошку, у тебя все получится.


Онлайн-
консультация
Здравствуйте Василина,
Мы с вами встречались в Москве на  14-й Конференции портала TREKO.RU, которую  проводил  Викентьев Игорь Леонардович.
У меня есть 2 вопроса , которые я хотел бы с вами обсудить :
1. Если я правильно...
Consulting Trainings Products Home Mail